A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.
Версия для слабовидящих

Сочинение и изложение

↓ Сочинение 2017-2018 учебный год

Расписание итогового сочинения в 2017 - 2018 учебном году:

  • 6 декабрая 2017 года;
  • 7 февраля 2018 года;
  • 16 мая 2018 года;

ФИПИ опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год

2017-2018 учебный год

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

  • «Верность и измена»,
  • «Равнодушие и отзывчивость»,
  • «Цели и средства»,
  • «Смелость и трусость»,
  • «Человек и общество».

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. «Верность и измена». 
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства» 
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость» 
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество» 
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

↓ Сочинение 2016-2017 учебный год
Места регистрации участников на итоговое сочинение (изложение)


Материалы семинара "Проведение итогового сочинения (изложения)":
Презентация "Проведение итогового сочинения в Ивановской области в 2016-2017 учебном году", Грушанская Т.В
Презентация "Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения)", Абдурахманова Э.М.


Периоды подготовки к сочинению (изложению) в 2016/2017 учебном году

 не позднее чем за 2 недели

 до дня проведения итогового сочинения (изложения)

Регистрация на участие в итоговом сочинении (для выпускников прошлых лет)
Периоды проведения сочинения (изложения)

7 декабря

Написание итогового сочинения (изложения)

1 февраля

Написание итогового сочинения (изложения) 

3 мая

Написание итогового сочинения (изложения)

Объявлены открытые направления тем итогового сочинения 2016-2017 учебного года

30 августа 2016 г. Министр образования Российской Федерации Ольга Васильева и президент Русского общественного фонда Александра Солженицына, председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах Наталия Солженицына представили тематические направления для написания итогового сочинения в 2016-2017 учебном году: 

  • «Разум и чувство»;
  • «Честь и бесчестие»;
  • «Победа и поражение»;
  • «Опыт и ошибки»;
  • «Дружба и вражда».

Тематические направления подготовлены специалистами Федерального института педагогических измерений и одобрены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. 

На сайте ФИПИ в разделе Итоговое сочинение размещены открытые направления тем и комментарии к ним, согласованные с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной.

Методические рекомендации ФГБНУ «ФИПИ»  по подготовке к итоговому сочинению (изложению) разработаны на основе анализа итоговых сочинений 2015/16 учебного года и могут быть использованы образовательными организациями.

Презентации:

Бланки заполнения на сочинение (изложение):

 

↓ Сочинение 2015-2016 учебный год

Определение сроков и мест регистрации участников на сочинение (изложение)
Места написания сочинения (изложения) в Ивановской области
Инструктивные материалы по подготовке и проведени итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций
Инструктивные материалы для участников сочинения (изложения)
Сборник форм в электронном виде


Презентация: Проведение итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2015-2016 учебном году Грушанская Т.В.


Определены пять направлений для тем выпускных сочинений в новом учебном году

Пресс-служба Минобрнауки России

 

Совет по вопросам проведения итогового сочинения определил пять тематических направлений для итогового сочинения в 2015-2016 учебном году: «

Время

», «

Дом

», «

Любовь

», «

Путь

», «

Год литературы в России

».

 

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 
«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. 
«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. 
«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 
«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. 

 

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

 

Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

 

Как и в прошлом учебном году, для выпускников написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

 

По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать и выпускники прошлых лет, чтобы представить его результаты в вузы.

 

Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. Направления тем сочинения были опубликованы 29 августа 2014 года на официальном сайте Минобрнауки России.

 

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).


Бланки заполнения на сочинение (изложение):

 

 

Бланк регистрации Бланк записи

 

↓ Сочинение 2014-2015 учебный год

РИА Новости - "Ливанов: сдавать итоговые сочинения выпускники школ будут по-прежнему"

ТАСС - "Объявлены направления тем сочинений в новом учебном году"


Презентация "Организация проведения итогового сочинения (изложения) 3 декабря 2014", Т.В. Грушанская

Презентация "ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКОВ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)"


↓ Инструкции и порядок проведения итогового сочинения (изложения) в Ивановской области

Приказ Департамента образования Ивановской области от 21.11.2014 №1771-o "Об утверждении порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2014-2015 учебном году"

Порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2014-2015 учебном году

Правила проведения итогового сочинения (изложения) для участников с ОВЗ или детей-инвалидов и инвалидов

Инструкция для руководителя образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения)

Инструкция для технического специалиста образовательной организации при проведении итогового сочинения (изложения)

Инструкция для членов комиссии образовательной организации, участвующих в организации итогового сочинения (изложения)

Инструкция для участника итогового сочинения (изложения), зачитываемая членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете перед началом проведения итогового сочинения (изложения)

Акт об удалении участника сочинения (изложения)

Акт готовности места проведения итогового сочинения (изложения)

Акт приёмки-передачи материалов итогового сочинения (изложения)

Сопроводительный лист к материалам итогового сочинения (изложения)

Сборник форм используемых для проведения итогового сочинения (изложения)

 

↓ Методические рекомендации для участников сочинения (изложения)

1. Проверка итогового сочинения

2. Подготовка к итоговому сочинению

3. Примерный анализ сочинений

4. Примеры сочинений

5. Итоговое изложение

6. Примеры и анализ изложений

7. Критерии оценивания итогового сочинения

8. Критерии оценивания итогового изложения

9. Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений)

 Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) 


Выпускники прошлых лет, желающие написать сочинение, должны  до 17 ноября 2014 года подать заявление в муниципальные органы управления образованием. Телефон «горячей линии»: 4932- 41-49-80

Начало проведения: 10.00 по местному времени.

Продолжительность проведения: 235 минут.

Расписание проведения итогового сочинения (изложения)

Срок проведения Участники
03.12.2014

- Обучающиеся XI(XII) классов по образовательным программам среднего общего образования (далее - обучающиеся);

- Выпускники прошлых лет

04.02.2015

- Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет");

- Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь, или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

- Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сичинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, потвержденные документально);

- Выпускники прошлых лет.

06.05.2015

- Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет");

- Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь, или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

- Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сичинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, потвержденные документально);

- Выпускники прошлых лет.

 Бланки заполнения на сочинение (изложение)

Бланк регистрации Бланк записи

 

Бланк заявления на участие  в итоговом сочинении (изложении) (Приказ Департамента образования Ивановской области от 24.10.2014 №1583-о "Об утверждении форм заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении)")

Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника прошлых лет

 

О направлении документов по проведению итогового сочинения

 

Итоговое сочинение 2015 


 

 

Определены пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2014/15 учебном году: 

 
1.«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 
 
Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. 
 
2. Вопросы, заданные человечеству войной 
 
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). 
 
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 
 
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. 
 
4. Спор поколений: вместе и врозь 
 
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). 
 
5. Чем люди живы? 
 
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).