A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.
Горячая линия ЕГЭ и ОГЭ: 8 (4932) 41-49-80, 59-01-71

Итоговое сочинение (изложение)

↓ Сочинение 2021-2022 учебный год

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год:

1.Человек путешествующий: дорога в жизни человека

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

 

Комментарий к открытым тематическим направлениям
итогового сочинения 2021/2022 учебный год:

 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание – вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Периоды подготовки к сочинению (изложению) в 2020/2021 учебном году

 не позднее чем за 2 недели

до дня проведения итогового сочинения (изложения)

Регистрация на участие в итоговом сочинении (для выпускников прошлых лет)
Периоды проведения сочинения (изложения)

Основной 

1 декабря 2021 года

Дополнительный

2 февраля 2022
4 мая 2022
Формы документов на участие в итоговом сочинении (изложении):

 

Бланки итогового сочинения (изложения) 2020-2021 учебного года

 

 

 

 

 

 
Нормативные документы
 

 

↓ Сочинение 2020-2021 учебный год

Направления для тем итогового сочинения в 2020/21 учебном году:

 «Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности); 

«Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»); 

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);

«Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);

«Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Периоды подготовки к сочинению (изложению) в 2020/2021 учебном году

 не позднее чем за 2 недели

до дня проведения итогового сочинения (изложения)

Регистрация на участие в итоговом сочинении (для выпускников прошлых лет)
Периоды проведения сочинения (изложения)

 Основной срок

 15 апреля 2021 года

 

Дополнительные сроки

 

12 мая 2021 года
19 мая 2021 года
Формы документов на участие в итоговом сочинении (изложении):

Памятка по порядку проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления участников итогового сочинения (изложения), родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Форма заявления на участие в ИС от выпускника текущего года

Форма заявления на участие в ИС выпускника прошлых лет, обучающегося СПО

Форма справки от обучающегося СПО

 

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году

Бланки итогового сочинения (изложения) 2020-2021 учебного года

 

Бланк регистрации


Бланк ответов (лицевая сторона)


Бланк ответов (оборотная сторона)
Нормативные документы
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26 апреля 2021 г. №01-116/10-01

Приказ Департамента образования Ивановской области от 06.04.2021 №380-о "Об организации общественного наблюдения при проведении итогового сочинения (изложения) на территории Ивановской области в 2020-2021 учебном году

Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 06.04.2021 №380-о

Акт общественного наблюдателя ИС

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 24.11.2020 года №665/1156 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)»

Приказ Департамента образования Ивановской области от 02.10.2020 №872-о "Об утверждении документов для проведения итогового сочинения (изложения)" 

Приложения к приказу Департамента образования Ивановской области от 02.10.2020 №872

Приказ Департамента образования Ивановской области от 02.10.2020 №861-о "Об утверждении форм бланков итогового сочинения (изложения), инструкции по заполнению бланков итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году"

Приложения к приказу Департамента образования Ивановской области от 02.10.2020 №861-о

Приказ Департамента образования Ивановской области от 26.10.2020 №961-о "Об утверждении схемы организации и проведения итогового сочинения (изложения)в Ивановской области в 2020-2021 учебном году"

Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 26.10.2020 №961-о

Приказ Департамента образования Ивановской области от 21.10.2020 №937-о "Об утверждении мест написания сочинения (изложения) в Ивановской области в 2020-2021 учебном году"

Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 21.10.2020 №937-о

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 30.10.2020 №05-110

Приказ Департамента Ивановской области от 13.11.20 №1004-о "Об утверждении инструкций для образовательных организаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2020-2021 учебном году

Приложение к приказу Департамента Ивановской области от 13.11.20 №1004-о

Сборник отчетных форм сочинения (изложения)

 

↓ Сочинение 2019-2020 учебный год

Распределение участников на итоговое сочинение 4 декабря 2019 года по ОО (местам проведения)

Кол-во участников итогового изложения 4 декабря 2019 года по ОО (местам проведения)

Презентация к вебинарам 25-26.11.2019_ИС_Инструкции для ОО

Министр просвещения Российской Федерации  О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год. Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
      • «Война и мир» - к 150-летию великой книги
      • Надежда и отчаяние
      • Добро и зло
      • Гордость и смирение
      • Он и она

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Периоды подготовки к сочинению (изложению) в 2019/2020 учебном году

 не позднее чем за 2 недели

до дня проведения итогового сочинения (изложения)

Регистрация на участие в итоговом сочинении (для выпускников прошлых лет)
Периоды проведения сочинения (изложения)

Основной срок

4 декабря 2019 года

Написание итогового сочинения (изложения)

Дополнительные сроки

5 февраля 2020 года

 Написание итогового сочинения (изложения) 

6 мая 2020 года

Написание итогового сочинения (изложения)

Места регистрации заявлений на участие в итоговом сочинении выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающихся в иностранных образовательных организациях

Формы документов на участие в итоговом сочинении (изложении):

 

Требования к сочинениям и изложениям
К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие следующим установленным требованиям.

Требования к сочинению:
Требование №1. "Объем итогового сочинения (изложения)"
Рекомендуемое количество слов - от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования №1 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование №2. "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)"
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования №2 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требования к изложению:
Требование №1. "Объем итогового изложения"
Рекомендуемое количество слов - 200.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования № 1 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Требование №2. "Самостоятельность написания итогового изложения"
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования №2 и "незачет"; за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Если сочинение (изложение) не соответствует требованию №1 и (или) требованию №2, то выставляется "незачет" за соответствующее требование и "незачет"; за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).
Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:

Сочинение Изложение
1. Соответствие теме 1. Содержание изложения
2. Аргументация. Привлечение литературного материала 2. Логичность изложения
3. Композиция и логика рассуждения 3. Использование элементов стиля исходного текста
4. Качество письменной речи
5. Грамотность

Для получения оценки "зачет" необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 - в обязательном порядке), а также "зачет" по одному из других критериев.
Итоговое сочинение (изложение) лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения (изложения) указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям. Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения "зачета" за итоговое сочинение (изложение) необходимо получить "зачет" по критериям №1 и №2, а также дополнительно "зачет" по одному из критериев №3-№4. Итоговое сочинение (изложение) по критерию №5 "Грамотность" не проверяется.

Бланк регистрации
Бланк записи №1
Оборотная сторона бланка записи №1
<td style="text-align: left; height: 36px; width
Нормативное обеспечение проведения итогового сочинения (изложения)
Приказ Департамента образования Ивановской области от 30.09.2019 №1224-о "Об утверждении документов для проведения итогового сочинения (изложения)"
Приложение к приказу памятка по порядку проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления участников итогового сочинения (изложения), родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Приказ Департамента образования Ивановской области от 15.10.2019 №1304-о "Об утверждении состава предметной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения), документов по организации проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2019-2020 учебном году"
Приложение к приказу требования,предъявляемые к членам предметной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения)
Приказ Департамента образования Ивановской области от 17.10.2019 №1313-о "Об утверждении форм бланков итогового сочинения (изложения), инструкции по заполнению бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 учебном году"
Приложение к приказу бланки ИС. Приложения_с изменениями от 18.11.2019 №1454-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 05.11.2019 №1387-о "Об утверждении мест написания сочинения (изложения) в Ивановской области в 2019-2020 учебном году"