A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.
Горячая линия ЕГЭ и ОГЭ: 8 (4932) 41-49-80, 59-01-71

PISA

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.

Весной (апрель-май) 2018 года запланировано проведение международного исследования PISA. В рамках исследования будет проведено компьютерное тестирование 15-летних обучающихся по чтению естествознанию, математике, и решению глобальных проблем. Дополнительно на части выборки будет проведено тестирование по финансовой грамотности.

 

Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021

Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских школьников.

В 2021 году основное направление исследования PISA - математическая грамотность.

Что лежит в основе исследования можно узнать уже сейчас, так как опубликована новая Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 (Схема 1).

Исследование PISA-2021 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их личной, общественной и профессиональной жизни.

Концепция объясняет теоретические основы оценивания математической грамотности в исследовании PISA, а также включает официальное определение понятия «математическая грамотность».

В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение:

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».

В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия математическая грамотность является математическое рассуждение.

Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы  - это навык, который приобретает все большее значение в современном мире. Математика - это наука о четко определенных объектах и понятиях, которые можно анализировать и трансформировать различными способами, используя математическое рассуждение для получения выводов.

В рамках изучения математики учащиеся узнают о том, что, используя правильные рассуждения и предположения, они могут получить результаты, которые заслуживают доверия.

В целом концепция описывает взаимоотношения между математическим рассуждением и тремя процессами цикла по решению задачи (формулирование, применение, интерпретация и оценивание).

В рамках данной концепции математическое содержание разделено по четырем категориям:

  • Количество
  • Неопределенность и данные
  • Изменение и зависимости
  • Пространство и форма

Кроме этого, в концепцию по математике были добавлены восемь навыков 21 века:

  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Исследование и изучение
  • Саморегуляция, инициативность и настойчивость
  • Использование информации
  • Системное мышление
  • Коммуникация
  • Рефлексия

Исследование PISA проводится циклично: раз в три года. Российская Федерация принимает участие во всех циклах исследования PISA начиная с первого цикла в 2000 году.

В каждом цикле основное внимание уделяется одному из трех направлений исследования: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.

Математическая грамотность была в центре исследования в 2003 и 2012 году.

Концепция по математике PISA-2021

Схема 1. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021

 

 

Нормативные документы
Письмо ФГБУ "ФИОКО" от 22.02.2018 №02-18/92 "О проведении международного исследования PISA-2018 в субьектах Российской Федерации"
Приказ Департамента образования Ивановской области от 28.02.2018 №302-o "О проведении международного исследования PISA-2018 в Ивановской области"
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 28.02.2018 №302-o "Список образовательных организаций Ивановской области, отобранных для участия в международном исследовании PISA-2018"
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 28.02.2018 №302-o "Список учащихся образовательной организации"
Программа диагностики компьютеров «Система диагностики PISA»
Руководство по диагностике компьютеров (исследование PISA)
Примеры заданий PISA
Результаты и примеры заданий исследования PISA-2018
Результаты и примеры заданий исследования PISA 2015
Примеры заданий по математической грамотности, которые использовались в исследовании PISA в 2003-2012 годах
Международна программа PISA. Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию
PISA: разбор заданий международного исследования
Примеры заданий по естествознанию
Примеры заданий, проверяющих грамотность чтения
Примеры заданий, проверяющих математическую грамотность
Примеры заданий, проверяющих естественнонаучную грамотность
Примеры заданий с сайта Центра оценки качества образования ФГБНУ "ИСРО РАО"
Материалы вебинаров "Проведение международного исследования PISA-2018"
Материалы вебинаров с сайта Центра оценки качества образования ФГБНУ "ИСРО РАО"