A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.
Горячая линия ЕГЭ и ОГЭ: 8 (4932) 41-49-80, 59-01-71

Итоговое сочинение (изложение)

↓ Сочинение 2022-2023 учебный год

Особенности формулировок тем итогового сочинения

Начиная с 2022/23 учебного года изменился подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы. Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам указанного банка.

Структура закрытого банка тем итогового сочинения

Разделы и подразделы
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
3 Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
↓ Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы раздела:

  • связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
  • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
  • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
  • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
  • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы раздела:

  • связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
  • нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
  • касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
  • позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
  • побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы раздела:

  • связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
  • нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
  • касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
  • позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
  • побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

С 2022/23 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем:

Номер темы Тема
112 Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
204 Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
301 Семейные ценности и их место в жизни человека.
409 Свобода человека и ее ограничения
505 Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
610 Чему человек может научиться у природы?

 

2. Особенности текстов для итогового изложения

С 2022/23 учебного года итоговое изложение проводится с использованием текстов из открытого банка текстов для итогового изложения (далее – банк изложений). Банк изложений создан в целях проведения итогового изложения и создания благоприятных условий для подготовки к нему.

Банк изложений размещён в открытом доступе на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ» 

В банк изложений включены тексты отечественных авторов, разработанные в 2014-2022 годах. Тексты распределены по трем разделам с учетом их содержательно- тематической направленности.

Раздел 1. Нравственные ценности

Включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве;

в них поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями.

Раздел 2. Мир природы

Включены тексты о красоте окружающего мира, поводках животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку.

Раздел 3. События истории

Включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу.

Тексты для итогового изложения отобраны из произведений отечественных авторов.

Периоды подготовки к сочинению (изложению) в 2022/2023 учебном году

 не позднее чем за 2 недели

до дня проведения итогового сочинения (изложения)

Регистрация на участие в итоговом сочинении (для выпускников прошлых лет)
Периоды проведения сочинения (изложения)

Основной 

7 декабря 2022 года

Дополнительный

1 февраля 2023
3 мая 2023

Формы документов на участие в итоговом сочинении (изложении):

Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления участников итогового сочинения (изложения), родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Форма заявления на участие в ИС от выпускника текущего года

Форма заявления на участие в ИС выпускника прошлых лет, обучающегося СПО

Форма справки от обучающегося СПО

Бланки итогового сочинения (изложения) 2022-2023 учебного года

 

Бланк регистрации

 

Бланк ответов (лицевая сторона)

 

Бланк ответов (оборотная сторона)
Нормативные документы
Приказ Департамента образования Ивановской области от 01.11.2022 № 1253-о "Об утверждении документов для проведения итогового сочинения (изложения) на территории Ивановской области в 2022-2023 учебном году
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 01.11.2021 № 1253-о
Приказ от 17.11.2022 № 1322-о "Об утверждении инструкций для образовательных организаций (мест проведения итогового сочинения (изложения) по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2022-2023 учебном году"
Приложения к приказу Департамента образования Ивановской области от 17.11.2022 № 1322-о
Сборник отчетных форм сочинения (изложения)

 

↓ Сочинение 2021-2022 учебный год

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год:

1.Человек путешествующий: дорога в жизни человека

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

 

Комментарий к открытым тематическим направлениям
итогового сочинения 2021/2022 учебный год:

 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание – вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Периоды подготовки к сочинению (изложению) в 2021/2022 учебном году

 не позднее чем за 2 недели

до дня проведения итогового сочинения (изложения)

Регистрация на участие в итоговом сочинении (для выпускников прошлых лет)
Периоды проведения сочинения (изложения)

Основной 

1 декабря 2021 года

Дополнительный

2 февраля 2022
4 мая 2022
Формы документов на участие в итоговом сочинении (изложении):

Памятка по порядку проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления участников итогового сочинения (изложения), родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Форма заявления на участие в ИС от выпускника текущего года

Форма заявления на участие в ИС выпускника прошлых лет, обучающегося СПО

Форма справки от обучающегося СПО

Бланки итогового сочинения (изложения) 2021-2022 учебного года

 

Бланк регистрации

 

Бланк ответов (лицевая сторона)

 

Бланк ответов (оборотная сторона)
Нормативные документы
Приказ Департамента образования Ивановской области от 17.11.2021 № 1173-о "Об утверждении инструкций для образовательных организаций (мест проведения итогового сочинения (изложения) по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2021-2022 учебном году"
Приложения к приказу Департамента образования Ивановской области от 17.11.2021 № 1173-о
Сборник отчетных форм сочинения (изложения)
Приказ Департамента образования Ивановской области от 09.11.2021 № 1141-о "Об утверждении схемы организации и проведения итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2021-2022 учебном году"
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 09.11.2021 № 1141-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 28.10.2021 № 1124-о "Об утверждении документов для проведения итогового сочинения (изложения)
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 28.10.2021 № 1124-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 29.10.2021 № 1129-о "Об утверждении форм бланков итогового сочинения (изложения), инструкции по заполнению бланков итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году"
Приложения к приказу Департамента образования Ивановской области от 29.10.2021 № 1129-о

 

↓ Сочинение 2020-2021 учебный год

Направления для тем итогового сочинения в 2020/21 учебном году:

 «Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности); 

«Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»); 

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);

«Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);

«Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Периоды подготовки к сочинению (изложению) в 2020/2021 учебном году

 не позднее чем за 2 недели

до дня проведения итогового сочинения (изложения)

Регистрация на участие в итоговом сочинении (для выпускников прошлых лет)
Периоды проведения сочинения (изложения)

 Основной срок

 15 апреля 2021 года

 

Дополнительные сроки

 

12 мая 2021 года
19 мая 2021 года
Формы документов на участие в итоговом сочинении (изложении):

Памятка по порядку проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления участников итогового сочинения (изложения), родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Форма заявления на участие в ИС от выпускника текущего года

Форма заявления на участие в ИС выпускника прошлых лет, обучающегося СПО

Форма справки от обучающегося СПО

 

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году

Бланки итогового сочинения (изложения) 2020-2021 учебного года

 

Бланк регистрации


Бланк ответов (лицевая сторона)


Бланк ответов (оборотная сторона)
Нормативные документы
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26 апреля 2021 г. №01-116/10-01

Приказ Департамента образования Ивановской области от 06.04.2021 №380-о "Об организации общественного наблюдения при проведении итогового сочинения (изложения) на территории Ивановской области в 2020-2021 учебном году

Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 06.04.2021 №380-о

Акт общественного наблюдателя ИС

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 24.11.2020 года №665/1156 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)»

Приказ Департамента образования Ивановской области от 02.10.2020 №872-о "Об утверждении документов для проведения итогового сочинения (изложения)" 

Приложения к приказу Департамента образования Ивановской области от 02.10.2020 №872

Приказ Департамента образования Ивановской области от 02.10.2020 №861-о "Об утверждении форм бланков итогового сочинения (изложения), инструкции по заполнению бланков итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году"

Приложения к приказу Департамента образования Ивановской области от 02.10.2020 №861-о

Приказ Департамента образования Ивановской области от 26.10.2020 №961-о "Об утверждении схемы организации и проведения итогового сочинения (изложения)в Ивановской области в 2020-2021 учебном году"

Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 26.10.2020 №961-о

Приказ Департамента образования Ивановской области от 21.10.2020 №937-о "Об утверждении мест написания сочинения (изложения) в Ивановской области в 2020-2021 учебном году"

Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 21.10.2020 №937-о

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 30.10.2020 №05-110

Приказ Департамента Ивановской области от 13.11.20 №1004-о "Об утверждении инструкций для образовательных организаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2020-2021 учебном году

Приложение к приказу Департамента Ивановской области от 13.11.20 №1004-о

Сборник отчетных форм сочинения (изложения)